Отделение (2014)

«Отделение» — работа о женщинах и специфике эмоциональных, микро- и макро социальных взаимодействий в искусственно ограниченных сообществах. Аносову интересуют динамическая связь между уровнем изоляции (самоизоляции) и надзорного контроля. Художнице удалось провести несколько месяцев в ряде женских колоний в Сибири, осенью 2014, и создать более 200 портретов и ряд контекстых изображений.

Парадоксальным образом в России на равных правах существуют романтизация тюремного образа и брезгливое неприятие быта и образа жизни осужденных. Тюремное сообщество следует основным линиям напряжения современного ему социума. Сейчас любой человек может стать объектом наблюдения, с последующей публичной доступностью интимного и личного. Каждый должен быть доступен всегда и везде. Приоритеты смещены в безоблачное будущее, и любая попытка защититься от всё более глубокого личного досмотра воспринимается, как проявление нелояльности идее всеобщего блага и сигнал опасности для стабильного, предсказуемого существования. Эта ситуация лежит в основе параноидального психоза пронизывающего значительную часть нашего общества. В обществе, где власть криминализует саму повседневность — когда преступлением может стать все, что угодно — состояние наблюдаемого становится новой нормой. Аносова показывает обычных женщин, которых по тем или иным причинам осудили. Не указывая ни фамилии, ни преступления. И несложно представить, что рядом со снимком жестокой убийцы находится портрет жертвы домашнего насилия, чей проступок был самозащитой. На соседних кадрах могут быть бездушные глаза наркоторговки и взгляд девчонки чье преступление так же нелепо и просто социально обусловлено, как в середине прошлого века, когда в тюрьму можно было попасть за аборт, бродяжничество или отношения с иностранцем. В замкнутом пространстве тюрьмы, женщина всегда в позиции наблюдаемой, без, даже, мнимой возможности остаться наедине с собой. Многолетнее состояние «наготы» и потеря интимного пространства деформируют личность, помещенную в общество настолько жестокое, насколько опасным для себя оно оценивает совершённое. Аносова выстраивает последовательность из взглядов, пытающихся «самоизолироваться», лиц и жестов, измененных постоянным наблюдением со стороны тюремной администрации и вездесущих сокамерниц, личного и интимного, принудительно вынесенного на коммунальный суд.

Книга «Section» вошла в шорт- лист First Book Award, и находится в коллекциях музейных институций в России и Европе.

RU
EN