В художественной практике Елена Аносова работает с визуальной социологией, соединяя документальные, концептуальные и инсталляционные практики, комбинируя разные медиумы: фотографию, скульптуру, видео, графику, работу с архивными изображениями и издание книг. Интересы художницы сфокусированы на теме границ (личных, социальных, геополитических и др.), трудном наследии, природе взаимоотношений и тихих последствиях в контексте изолированных сообществ.
Аносова провела детство среди дикой природы Сибири, а подростковый период в закрытой школе-интернате, этот опыт сконцентрировал внимание художницы на социальных и личных границах. Тема границ интерпретируется Аносовой широко и включает в себя как геополитические так и природные (труднодоступные изолированные территории) в контексте закрытых сообществ.
Аносова работала с социальными границами в «Отделении», проекте о деформации личности человека в женских тюрьмах. Геополитическими — в сериях «Вежливая Рыба» и «Архипелаг Сомнений», снятых на Дальнем Востоке. Это проекты о взаимодействии России с Китаем, Японией и Кореей.
Сейчас Аносова работает над игрой и книгой «Атлас первого снега». Они посвящены истории семьи художницы на Крайнем Севере. В них задаются вопросы о наследии и выживании в экстремальных природных условиях. Через вопросы социологии питания поднимаются темы климатических изменений и изоляции из-за природных границ. Эти проблемы показаны через иллюстрированный нон-фикшн — личную историю русско-тунгусского сообщества охотников.
Новая серия портретов и графики «Раздевалка», над которой Елена продолжает работать, фиксирует нарушение личных границ и формирование психологии покорности, столь привычные российскому обществу с детства. Отправной точкой проекта стали размышления о том, что необходимость обнажаться на виду у других, например, в школьных туалетах (в регионах до сих пор часто нет дверей и замков в школьных кабинках), медосмотрах или в военкоматах, является болезненным, травмирующим событием. При этом, в особенности у детей, почти нет никаких способов противостоять директивам, как будто возникающие стыд, уязвимость и пренебрежение достоинством должны оставаться за скобками.
В 2021 Аносова с командой единомышленников открыла арт-резиденцию современного искусства на Байкале. В этой береговой части озера Аносова исследует промышленный моногород Байкальск, где градообразуещее предприятие — Байкало-целлюлозный комбинат был закрыт. Жители остались без работы, а государство более 10 лет обещает убрать экологически опасные отходы, накопленные за 50 лет, и сделать из Байкальска город-сад.
Май 24