Beyond the Boundaries (2017)
В своей практике Елена Аносова затрагивает темы границ и идентичности. Это исследование участница арт-резиденции продолжила и в проекте «Другие Пределы». От более привычных масштабов рубежей между регионами и культурами, чему посвящены ее предыдущие проекты, она перешла к укрупнению идеи границы.
«Антропоцентризм — естественная отправная точка для очерчивания сферы познания. В современном обществе объемы информации растут экспоненциально и, узнавая больше и больше, мы выносим себя все дальше за пределы, используя технологии как расширения. Мы словно протезируем свои тела в пространстве. Телескопы становятся нашими глазами, оружие — руками, одежда — новой кожей. Точно Нарцисс, принявший свое отражение в водной глади за другого человека, мы покидаем себя и замираем, становясь сервомеханизмом собственного расширенного или повторенного образа».
Следуя за этими образами, художница создала работу в двух частях. Первая из них размещена, как недосягаемый космос на потолке одного из выставочных залов музея, где зал был преобразован в стилизованное, внутреннее пространство телескопа, стены и пол окрашены в черный цвет. В этой инсталляции Аносова использовала данные спектрального анализа полученные с международных астрофизических инструментов, которые ей предоставили научные сотрудники обсерваторий. С помощью закольцованного медитативного видео на преломляющих его окружностях, зрители оказываются погруженными во «внутренности» телескопа и могут наблюдать звезды глазами ученых, под специальную «космическую» музыку, которую для этой работы создал композитор Вадим Колосов. Каждое изображение имеет уникальный код и соответствующее описание связанное с названием созвездия в котором находится изображенный объект. Ученые не пользуются подобным координатами, но для понимания масштабов и появления «точки отсчета» у зрителя, все участвующие в показе объекты были привязаны к понятной зрителю географии, например, созвездию Ориона.
Из окна выставочного зала с инсталляцией на потолке видно вторую часть работы, которая представлена в виде стилизованной копии астрономического павильона в натуральную величину, она находится во внутреннем дворе музея. После погружения в недосягаемое пространство космоса в первой части работы, зритель спускается во двор и заходит в павильон, ожидая увидеть телескоп. Но в павильоне находится «intrascope» — зеркальный колодец в котором зритель видит себя как границу между макро- и микрокосмосом, себя — также как и все вокруг — как последствие большого взрыва Вселенной. Форма колодца выбрана как метафора трубы телескопа, также она затрагивает детские воспоминания о легенде, «что из колодца даже днем видно звезды».
В первую очередь зрители фотографируют инсталляцию с окружностями на потолке, а после делают селфи в зеркальной окружности колодца. Движение взгляда вверх — от наблюдаемых спектров небесных тел, визуализированных учеными, и вниз — к мифологии объекта в астрономическом павильоне — возвращает нас к себе как к границе внешнего и внутреннего космоса.
See info about this work on the website of Metenkov’s House Museum